
Французский танк S 35
Среди французских танков межвоенного периода особое место занимает средний танк S-35. В начале 30-х годов на основе требований, выдвинутых командованием кавалерии, фирма SOMUA разработала проект и изготовила прототип нового танка, основная задача которого заключалась в поддержке действий более легких танков типа «Гочкис» Н-35, Н-38 и Н-39, входивших в состав кавалерийских подразделений.. После испытаний его приняли на вооружение конницы под обозначением АМС SOMUA АС-3. Однако очень скоро эта боевая машина стала основным французским средним танком и была переименована в S-35.
Новый танк фирмы SOMUA (Societe Outillage Mecanique et d'Usinage d'Artillerie) стал первым в мире танком, башня и корпус которого были отлиты целиком. Управление танком осуществлялось посредством двух бортовых коробок передач, башня имела электрический привод.
Бронирование корпуса танка состояло из трех частей, соединявшихся при помощи болтовых соединений, и достигало 41 мм. Максимальная толщина брони башни составляла 56 мм. Такой броневой защиты не имел в то время ни один танк в мире.
47-мм пушка SA 35 с начальной скоростью снаряда 760 м/с имела угол возвышения +42°, а склонения -18°. Кроме нее, в башне размещался 7,5-мм пулемет, шаровая установка которого, защищенная броневой маской, обеспечивала углы наведения по горизонту до 10° вправо и влево. Кроме того, на командирской башенке мог устанавливаться второй, зенитный, пулемет калибра 7,5 мм. Правда, его использование в боевой обстановке было довольно проблематично, поскольку командир машины и без того был слишком занят. Боекомплект состоял из 108 выстрелов и 3000 патронов.
Место механика-водителя находилось слева, а радиста — справа. Оба имели смотровые люки с откидывающимися крышками. Для посадки экипажа в танк служила дверь в левом борту корпуса. Кроме того, в днище имелся аварийный люк. Хорошо забронированный и вооруженный, S-35 имел недостаток, свойственный всем французским танкам тех лет, — одноместную башню, в которой командир танка был вынужден работать за троих.
Двигатель мощностью 190 л. с. и трансмиссия были размещены в кормовой части корпуса. Там же находился и протектированный бензобак. Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого огнестойкой перегородкой. Не слишком мощный для 20-тонной боевой машины двигатель позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч при запасе хода в 260 км.
Восемь опорных катков ходовой части с каждого борта были сблокированы попарно в четыре тележки, подвешенные (тоже попарно) на листовых рессорах. Девятый каток, расположенный сзади, подвешивался индивидуально. Кроме того, имелось два поддерживающих катка. Броневой фальшборт, прикрывавший ходовую часть, мог откидываться вверх, облегчая доступ к последней при техобслуживании и ремонте.
До капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено около 500 танков S-35. 1-я, 2-я и 3-я легкие механизированные дивизии имели в своем составе по 87 таких танков, 6-я легкая кавалерийская дивизия в Тунисе — 50. Некоторое количество S-35 состояло на вооружении танковых дивизий.
В 1940 году начались работы над усовершенствованным вариантом S-40, имевшим двигатель SOMUA мощностью 220 л. с. и измененную ходовую часть. Этих машин успели изготовить всего несколько штук. Поступив на вооружение французской армии в 1936 году, средние танки S-35 находились в строю до подписания перемирия в 1940 году, после чего использовались в немецкой и итальянской армиях.
Танк S-35, без всякого сомнения, можно считать лучшим французским и одним из лучших в мире танков тех лет. Он был весьма грозным противником для немецких машин. Однако неправильное применение — для мелких тактических операций — не позволило в полной мере проявиться всем его достоинствам.
Тактико-технические характеристики |
S-35
|
Боевая масса, т |
20,05 |
Экипаж, чел. |
3 |
Длина |
5380 |
Ширина |
2120 |
Высота |
2630 |
Броня, мм |
20-56 |
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0,92 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
40 |
Запас хода (по шоссе), км |
260 |
Высота стенки, м |
0,75 |
Ширина рва, м |
2,13 |
Глубина брода, м |
1,0 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
SOMUA, 8-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, жидкостного охлаждения, мощность 190 л. с. при 2000 об/мин. |
1 |
190 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
47 |
SA 35 L/34 |
|
108 |
|
Пулемет |
7,5 |
«рейбель» |
|
3000 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Франция |
Разрабочик |
«SOMUA» |
Кол-во выпущенных экземпляров |
около 500 |
Год принятия на вооружение |
1935 |
|
Основные модификации |
Модель |
Особенности |
Кол-во экз. |
Somua S35 |
корпус собирался на болтах из трех литых частей. Литая одноместная башня АРХ-4. Для посадки экипажа имелась дверь в левом борту корпуса. |
|
Somua S40 |
двигатель мощностью 220 л.с. и измененная ходовая часть |
5 |
|
|
|