БТР-90

 

                                               БТР-90 Росток

Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее время проходящий испытания. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2. Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО «ГАЗ» бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем – до 12 м.куб.

Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины, что, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.

Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.

В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа – старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.

Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне. Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80,в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь из ПЗРК «Игла» или гранатометов.

БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист.

Коробка передач – автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому». В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.

Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.

Несмотря на относительно большой вес БТР-90 может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды. Для движения на плаву используются два водометных движителя, а в носовой части установлен поднимающийся волноотбойный щиток. Как показали испытания, при волнении до 3-х баплов «Росток» может уверенно плавать, входить на десантный корабль или выходить из него.

БТР-90 – первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.

Опытный образец бронетранспортера ГАЗ-5923 оснащен мощным для такого класса машин вооружением, включающим 30-мм автоматическую пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов), 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов), а также ПТРК 9К113 «Конкурс» (четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим наведением по проводу). Углы наведения оружия по вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°. Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-З-42, а командир – дневной прибор наблюдения 1П-13. Имеется специальный прицел для ведения зенитного огня. По требованиям зарубежных заказчиков допускается возможность оснащения машины прицелом наводчика-оператора БПК-М с французским тепловизионным модулем фирмы SAT.

Вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. ПТРК обеспечивает возможность борьбы с танками на дальности до 4000 м, вертолеты могут поражаться пушечным огнем на дальности до 2000-2500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства до 4000 м.

На очередной выставке вооружений IDEX'2001 в ОАЭ Россия представила новый вариант бронетранспортера БТР-90 «Росток», получивший обозначение БТР-90М. Новая машина принципиально отличалась от своего прототипа, так как сочетала в себе подвижность и вместимость БТР и огневую мощь боевой машины с тяжелым вооружением. Новый боевой модуль «Бахча-У», установленный на бронетранспортере, является разработкой КБ приборостроения. Он уже прошел обкатку на БМП-3М, а теперь была продемонстрирована возможность его установки и на колесное шасси.

 

БТР-90М
 

 

Система управления огнем нового боевого модуля включает стабилизированный прицел наводчика с дальномером и тепловизором, панорамный прицел командира, информационно-управляющую систему с датчиками, автомат сопровождения цели, стабилизатор вооружения и цифровой баллистический вычислитель 1В539М. Такой состав CУO позволяет обнаруживать и вести эффективную стрельбу всеми видами вооружения с места и с ходу как по наземным, так и по воздушным целям, а командиру полностью дублировать функции наводчика. Механизм заряжания обеспечивает заряжание как короткого выстрела 100-мм ОФС, так и длинного с ПТУР. При этом техническая скорострельность осколочно-фугасными снарядами составляет 10-12 выстр./мин, а время заряжания ПТУР не превышает 6 секунд. В конструкции боевого отделения практически исключена загазованность при стрельбе 100-мм боеприпасами, а боекомплект, по сравнению с боекомплектом БМП-3, увеличен в 1,5 раза.

В боекомплект входят управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» (дальность до 5500 м), новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 с повышенной эффективностью поражения, новый 30-мм бронебойный подкалиберный снаряд «Кернер».

Масса бронетранспортера возросла почти до 22 тонн, а погон под башню пришлось значительно приподнять, так как высота подбашенного отделения не умещалась в корпусе. В остальном характеристики БТР остались на прежнем уровне.

 

 

ТТХ БТР-90
Боевая масса, т 20500
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Длина, мм 8552
Ширина, мм 3100
Броня, мм: противопульная
Скорость максимальная, км/ч: 80
Скорость максимальная на плаву, км/ч: 8...10
Запас хода, км: 600...700
Подъем, град. 30
Высота стенки, м 0,6
Ширина рва, м 2
Глубина брода, м плавает

Вооружение
Вариант Модель Кол-во Мощность, л.с.
Д   1 510

Вооружение
Вариант Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пушка 30 2А42 1 500
Пулемет 7,62 ПКТ, спаренный 1 2 000
ПУ   ПТРК 9М113«Конкурс» 1 4
ПЗРК   «Игла» 2  
    РПГ-7 1 5

Дополнительная информация
Страна-производитель СССР
Разрабочик  
Год принятия на вооружение  
Кол-во выпущенных экземпляров  

Модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
БТР-90 с автоматическим гранатометом (усовершенствованный вариант)  
БТР-90М с 30-мм и 100-мм пушками  
120-мм самоходный миномет боевое отделение САУ «Вена»; проект