Танк Т-72

                                                       ТАНК     Т-72

Разработка танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.

Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. (Этот и все "культовые"  советские танки показаны в документальном фильме "...И танки наши быстры!" Частично фильм снят Музее.)

В ходе дальнейшей работы, в 1968–1969 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л. с. и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетверки» на четыре тонны, разница в массе не отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л. с., а ширина гусеницы — на 40 мм.

Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90.
 

ТТХ Т-72
Боевая масса, т 46
Экипаж, чел. 3
Длина 9500
Ширина 3600
Высота 2226
Броня противоснарядная комбинированная
Скорость максимальная, км/ч: 60
Запас хода, км 550-650
Высота стенки, м 0,8
Ширина рва, м 2,8
Глубина брода, м 1,8

Силовая установка
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л. с.
1 Д В-46-6 1 780

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
  Пушка 125 Д81ТМ 1 39
  Пулемет 12,7 НСВ 1 300
  Пулемет 7,62 ПКТ 1 2000
  КУВ   9К120 ПТУР    

Дополнительная информация
Страна-производитель СССР
Разрабочик «Уралвагонзавод»
Кол-во выпущенных экземпляров  
Год принятия на вооружение 1973

Модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Т-72 базовый образец  
Т-72К командирский танк  
Т-72 экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов  
Т-72А лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.  
Т-72АК командирский танк  
Т-72М экспортный вариант танка Т-72А, отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.  
Т-72М1 отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.  
Т-72АВ вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.  
Т-72Б модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.  
Т-72Б1 вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.  
Т-72С экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.  
МТУ-72 танковый мостоукладчик  
ИМР-2 инженерная машина разграждения