
Танк Т-29
В числе танков с колесно-гусеничным движителем, созданных в 30-е годы, был средний трехбашенный танк Т-29.
Сначала Автотанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ был разработан эскизный проект танка, названного танком-истребителем ИТ-3 и имевшего следующие основные параметры: масса- 17,5т; экипаж — 4 человека; вооружение — 76,2-мм пушка, пулеметы калибров 12,7-мм и 7,62-мм; двигатель — М-17Б мощностью 500 л. с.; максимальная скорость на гусеничном ходу — 60 км/ч, на колесах — 80 км/ч. Башню и некоторые части корпуса предполагалось изготавливать штампованными.
В 1934 году на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (завод № 185) в Ленинграде по проекту все того же техотдела ЭКУ ОГПУ — тюремного КБ,: где работали арестованные конструкторы — были построены танки Т-29-4 и-Т-29-5. Ведущим конструктором проекта был Н. В. Цейц. Непосредственное участие в разработке принимал Н. А. Астров.
Упомянутые танки имели соответственно следующие параметры: масса-16 и 23,5 т.; скорость на гусеничном ходу — 60 и 51 км/ч, на колесах — 72 км/ч; броня корпуса — 20 и 30 мм, башни -15 и 20 мм. Экипажи обоих танков состояли из пяти человек. Вооружение также было одинаковым: 1 пушка и 4 пулемета. В ходовой части отсутствовали поддерживающие катки, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми.
В конце 1934 года в конструкторском отделе завода им. С. М. Кирова закончилась разработка проекта танка Т-29. Ведущим конструктором машины вновь был Н.В.Цейц.
Танк Т-29 — трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако по сравнению с ним он был на 350 мм шире и на 200 мм выше. Увеличение габаритов произошло за счет размещения элементов подвески внутри броневого корпуса. Корпус сваривался из катаных броневых листов. Малые башни были идентичны малым башням танка Т-28, а главная аналогична по конструкции башне артиллерийского танка Т-26-4. В главной башне размещались 76,2-мм пушка и два пулемета в шаровых установках — один спереди, другой сзади. На крыше предусматривалась турельная установка для зенитного пулемета.
В качестве силовой установки на танке Т-29 использовался двигатель М-17Ф. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, пятискоростной коробки передач, двух бортовых фрикционов, двух бортовых передач и ленточных тормозов.
При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передние катки — управляемыми. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска со спиральными пружинами. На танке Т-29 устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.
В 1936 году танк был принят на вооружение. Серийное производство предполагалось развернуть на Кировском заводе, который в 1937 году изготовил две машины этой марки. Дальнейший выпуск был прекращен, поскольку танк оказался весьма сложным и ненадежным.
ТТХ |
Т-29-5 |
Боевая масса, т |
24 |
Экипаж, чел. |
5 |
Длина, мм |
6530 |
Ширина, мм |
3055 |
Высота, мм |
2850 |
Клиренс, мм |
450 |
Удельное давление на грунт (на гусеницах), кг/см2
|
0,59 |
Скорость (по шоссе) на гусеницах, км/ч: |
54 |
Скорость (по шоссе) на колесах, км/ч: |
81 |
Запас хода по (рокаде) на гусеницах, км: |
125 |
Запас хода по (рокаде) на колесах, км: |
200 |
Подъем, град. |
35 |
Крен, град. |
15 |
Ширина рва, м |
3,0 |
Высота стенки, м |
0,85 |
Глубина брода, м |
1,10 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
М-17Б, 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, мощность 500 л. с. при 1450 об/мин. |
1 |
500 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
76, 2 |
КТ-27 |
1 |
78 |
|
Пулемет |
7,62 |
ДТ |
5 |
6930 |
|
Факты |
Страна-производитель |
СССР |
Разрабочик |
завод № 185 |
Год принятия на вооружение |
1936 |
|
|
|