ТЭГИ
![]()
ЗСУ 23-4 Шилка17 апреля 1957 года Совет Министров принимает Постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. «Шилка» разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м. ЗСУ «Шилка» предназначалась на замену в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К (обр.1939 г.). Корпус сварной, состоит из носовой части, бортов, кормовой части, днища и крыши. Корпус разделен на отделение управления — в носовой части, боевое отделение — посередине, где установлена башня, и силовое отделение — в кормовой части. Между отделениями имелись перегородки, которыми являлись передняя и задняя опоры башни. На ЗСУ установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на машину ГМ-575 дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года, устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения по сравнению с В-6Р. Силовая передача ГМ-575 механическая со ступенчатым изменением передаточных чисел, расположена в кормовой части. Редуктор силовой передачи одноступенчатый, с передаточным отношением 1,235. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Диски стальные: ведущих — 5, ведомых — б. Привод управления главным фрикционом — механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями, передаточные отношения 4,778. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков. ЗСУ-23-4 «Шилка» начали поступать в войска в начале 1965 года и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из развернутых войск. Первоначально в танковом полку по штату был дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре ЗСУ. В конце 60-х годов часто бывало, что в одном дивизионе была одна батарея ЗСУ-23-4 и одна батарея ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой взвод — четыре боевых машины ЗРК «Стрела-1» (а затем ЗРК «Стрела-10»), Эксплуатация «Шилки» показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как у нас не было средств радиопротиводействия на рабочих частотах «Шилки» (по крайней мере в 70-х годах). Первая модернизация «Шилки» была проведена в 1968-1969 гг. В ходе нее была повышена надежность эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, был увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 часов. Для удобства наведения РЛС сопровождения для визуально обнаруженную цель был введен командирский прибор наведения. Модифицированная установка получила индекс ЗСУ-23-4В. В 1970-1971 гг. был модернизирован счетно-решающий прибор. Это позволило повысить точность и эффективность-стрельбы, а также надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч. Повысилась надежность работы РЛС. Вновь был увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 450 до 600 часов. После второй модернизации установка получила индекс ЗСУ-23-4В1. В октябре 1967 года вышло Постановление СМ о более серьезной модернизации «Шилки». Важнейшей частью модернизации была переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 в целом. Цель модернизации заключалась в повышении надежности и стабильности работы комплекса, повышении живучести деталей пушки и сокращении времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозаряд-ка автоматов 2А7 была заменена пирозаряд-кой. Это позволило исключить из конструкции пушки 2А10 ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. При модернизации 2А7 сварной вариант трубки отвода охлаждающей жидкости был заменен гибким трубопроводом, что позволило увеличить ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированная ЗСУ-23-4М была принята на вооружение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М имела заводское обозначение «Бирюса», но ее по-прежнему в войсках называли «Шилкой». В 1977 - 1978 гг. установка получила радиозапросчик «Лук» - систему опознавания самолетов «свой-чужой». Эта ЗСУ получила индекс ЗСУ-23-4МЗ. В 1978 - 1979 гг. была произведена модернизация ЗСУ «Шилка» для использования ее в горных условиях в Афганистане. Из установки был исключен РПК, за счет чего был увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 штук, введена аппаратура ночного видения для стрельбы ночью по наземным целям. В 90-х годах «Шилка» прошла последнюю модернизацию.
|
![]() |