БТР-152 Еще во время ВОВ под впечатлением эксплуатации в РККА американских БТР типа М4, в СССР начались работы по созданию боевых полугусеничных машин. В 1944 году КБ Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев, используя агрегаты артиллерийского тягача АТ-3 создает 12-местный опытный бронетранспортер Б-3. Его макетное бронирование состояло из листов котельного железа, полный вес составлял 7100 кг, максимальная скорость — 40 км/ч. Испытания дали неудовлетворительные результаты.
Одновременно с этим, на ЗИСе создается полноприводный автомобиль ЗиС-151, на базе узлов и агрегатов которого, ведущий конструктор проекта Б.М. Фиттерман к маю 1947 года создает первые два прототипа колесного бронетранспортера ЗиС-152.
БТР 152 имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части — отделение управления и в кормовой части — десантное отделение. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм.
Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины с протектором типа «Вездеход» постоянного давления, размерностью 9,00-20".
ЗиС-152 был принят на вооружение в 1950 году под обозначением БТР-152 и находился в серийном производстве с 1950 по 1955 год. За все время производства было выпущено несколько сотен БТР-152 и его модификаций, которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (Type 56), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, КНДР, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны.
ТТХ |
БТР-152 |
Боевая масса, т |
8600 |
Экипаж, чел. |
2+17 |
Длина, мм |
6550 |
Ширина, мм |
2320 |
Высота, мм |
2360 |
Клиренс, мм |
286 |
Броня, мм: |
6-13 |
Скорость максимальная, км/ч: |
65 |
Запас хода, км: |
550 |
Подъем, град. |
30 |
Высота стенки, м |
0,8 |
Ширина рва, м |
0,8 |
Глубина брода, м |
0,6 |
|
Силовая установка |
Вариант |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
К |
ЗиС-123 |
1 |
110 |
|
Вооружение |
Вариант |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
Пулемет |
7,62 |
СГМ |
1 |
1250 |
|
Дополнительная информация |
Страна-производитель |
СССР |
Разрабочик |
КБ ЗиС |
Год принятия на вооружение |
1950 |
Кол-во выпущенных экземпляров |
|
|
Модификации |
Модель |
Особенности |
Кол-во экз. |
БТР-152А |
с зенитной установкой ЗТПУ-2 |
|
БТР-152С |
машина связи |
|
БТР-152Б |
на машине стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 5 тс |
|
БТР-152В |
на базе опытного автомобиля ЗиС-128 |
|
БТР-152Д |
на базе бронетранспортера БТР-152В и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 был аналогичен БТР-152А |
|
БТР-152В1 |
прибор ночного видения ТВН-2, отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом |
|
БТР-152У |
подвижный пункт управления артиллерией |
|
БТР-152Е |
создан на базе бронетранспортера БТР-152В1 и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А и БТР-152Д |
|
БТР-Э152В |
равноудаленные друг от друга оси и шины увеличенной размерности |
|
БТР-152К |
броневая крыша корпуса с тремя продольными люками и дополнительный нагнетающий вентилятор |
|
|
|
|