
Танк LT vz.38
Лучшим чехословацким легким танком был LT vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель танка, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству танков LT vz.38 — TNHP была приостановлена. Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных танка. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка TNHP было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf. А. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(1) Ausf. А по-кинули стены завода ВММ (Bohmisch Markische Maschinenfabrik — так назвали ЧКД немцы) 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.
Pz.Kpfw. 38(1) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25 мм. Танк имел ходовую часть типа «Кристи», которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775 мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней — колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.
В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа «Прага» ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Pz.Kpfw. 38(1) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью.
Вооружение танка состояло из 37-мм полуавтоматической пушки «Шкода» А-7 и 7,92-мм пулемета ZB 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир танка имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.
Попасть внутрь танка можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К. Климент и Хилари Л. Доил) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.
Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. А, как и танк LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5–9 км, и «боевую» поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько.позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.
И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными танками LT vz. 38.
LT 38
Тактико-технические характеристики |
PzKpfw 38 (t) Ausf. G |
Боевая масса, т |
9,87 |
Экипаж, чел. |
4 |
Длина, мм |
4610 |
Ширина, мм |
2135 |
Высота, мм |
2252 |
Клиренс, мм |
400 |
Броня, мм: |
8-50 |
Лоб корпуса |
50 |
Борт |
30 |
Корма |
12 |
Крыша |
10 |
Днище |
8 |
Башня |
30-50 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
42 |
Запас хода (по шоссе), км |
230 |
Подъем, град. |
28,7 |
Высота стенки, м |
0,80 |
Ширина рва, м |
2,1 |
Глубина брода, м |
0,80 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
«Прага» ЕРА I-III, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 125 л. с. при 2000 об/мин. |
1 |
125 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
37 |
«Шкода» A-7(KwK38 (t)L/42) |
1 |
72 |
|
Пулемет |
7,92 |
MG37(t) |
2 |
2700 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Чехословакия |
Разрабочик |
ЧКД |
Год принятия на вооружение |
1938 |
|
ТактикоМодель |
Особенности |
Кол-во экз. |
PzKpfw 38 (t) Ausf. |
оснащались карбюраторным двигателем «Прага» ЕРА мощностью 125 л. с., вооружались 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Бронирование машины варьировалось от 10 до 25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую, закрепленную на левом борту корпуса. |
150 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. В |
ликвидирована поручневая антенна и установлена фара «Нотек» |
110 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. С |
вместо чешской антенны на машине была установлена антенна немецкого производства; кроме того, был введен ряд других мелких изменений |
110 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. D |
введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель и ходовая часть остались без изменений |
105 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. E |
версия D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни — 50 мм, борта корпуса и башни — 30 мм). Боевая масса танка составляла 9,87 т. На левой надгусеничной полке был смонтирован ящик ЗИП большого размера |
275 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. F |
идентичен по конструкции версии Е |
250 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. G |
последняя серийная модификация. От версии Е отличалась отсутствием ящика ЗИП |
324 |
PzKpfw 38 (t) Ausf. S |
экспортный вариант, который по конструкции был идентичен моделям А — С |
90 |
|
|
|