Немецкая САУ Штурмпанцер (Sturmpanzer II)
Еще до того как пошел в серию Sturmpanzer I, в планах уже была разработка улучшенной версии, базирующейся на шасси и компонентах Panzer II. Panzer II морально устарел уже к 1941 году, но большое количество выпущенных танков этого типа, сделало их прекрасной базой для различных модернизаций и переделок.
Первый улучшенный прототип был испытан на заводском полигоне в Куммерсдорфе 13 июня 1940 года. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на шасси Panzer II Ausf B, которое, как выяснилось, не могло предоставить достаточно места для размещения столь массивного орудия, так же, как и не могло достаточно погашать отдачу орудия при выстреле.
18 февраля 1941 года было решено построить Sturmpanzer II на модифицированном безбашенном шасси/корпусе Panzer II. В июле-августе 1941 года первый Sturmpanzer II Bison (удлиненная версия) был выпущен компанией Alkett, а к январю 1942 года были готовы все 12 машин. Для увеличения внутреннего пространства, шасси было слегка расширено (на 32 см) и удлиненно (на 60 см), а также добавлено шестое дорожное колесо.
В отличие от Wespe, Bison не имел защитных боковых бронеплит по всей длине надстройки. Тяжелое 150 мм пехотное орудие sIG 33 L/11.4 было установлено в орудийном щите, протянувшемуся на всю ширину надстройки. Bison имел низкий силуэт и переднерасположенное орудие. Технические характеристики Bison были схожи с Panzer II, они имели один и тот же двигатель Maybach HL62 TRM. Правда, некоторые источники настаивают на том, что Bison оснащался двигателем Buessing-NAG L8V. Экипаж Bison состоял из 4-х человек, а вес — примерно 12000 кг.
Все машины были сгруппированы в 707-ю и 708-ю sIG Kp (Sfl.) — роты тяжелой пехотной артиллерии и, в период с февраля по апрель 1942 года, отправлены в Ливию, в Северной Африке. В эксплуатации они оказались очень ненадежными и постоянно ломались. Через короткое время на ходу осталось всего несколько машин, а остальные использовались на запчасти. К 2 декабря 1942 года, в боях было потеряно восемь Bison. Остальные шесть машин воевали в составе DAK - Deutsches Afrika Korps вплоть до весны 1943 года, когда был брошен последний подбитый Bison. Есть сведения, что англичане захватили 6 разобранных и брошенных Bison на одном из заводов в Германии. Также известно, что один экземпляр Sturmpanzer II Bison использовался в Египетской армии и участвовал в войне с Израилем в 1948 году. Основываясь на опыте, полученном при разработке Sturmpanzer II Bison, была разработана и пошла в серию более практичная и удачная модель самоходной установки — Wespe.
Тактико-технические характеристики |
«Bison» |
Боевая масса, т |
11,5 |
Экипаж, чел. |
5 |
Длина |
4835 |
Ширина |
2150 |
Высота |
2470 |
Клиренс |
380 |
Броня, мм: |
14,5-50 |
Лоб корпуса |
50 |
Борт |
15-20 |
Лоб рубки |
25 |
Борт, корма рубки |
14,5 |
Скорость максимальная, км/ч: |
35 |
Запас хода по шоссе, км |
185 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин |
1 |
125 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Гаубица |
150 |
sIG 33 L/11 |
1 |
15 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Германия |
Разрабочик |
|
Кол-во выпущенных экземпляров |
372 |
Год принятия на вооружение |
1942 |
|
Основные модификации |
Модель |
Особенности |
Кол-во экз. |
Bison Ausf.H |
шасси и корпус базового танка. Рубка спроектирована аналогично Marder III Ausf.H и занимает почти всю длину корпуса. Механик-водитель располагается в рубке справа по борту. В лобовом листе установлена 150-мм тяжелая пехотная гаубица. |
90 |
Bison Ausf.M |
двигатель смещен в середину корпуса. Боевое отделение расположено сзади, отделение управления—спереди. Орудие—sIG 33/1. Боекомплект—18 артвыстрелов. Боевая масса машины—12 т. Экипаж 4 чел. Макс. скорость—35 км/ч, запас хода — 190 км. |
282 |
|
|
|