Немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.6

                         Немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.6

В 1935 году фирмой «Бюссинг-НАГ» была разработана машина для инженерных войск Sd.Kfz.6, которая в свою очередь стала базой для нескольких серийных модификаций производившихся совместно фирмами «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц» с 1939 по 1943 год. За этот период было построено 3660 машин которые выполняли те же задачи, что и тягачи Sd.Kfz.11.

По немецким данным стоимость одного Sd.Kfz.6 составляла 30000 рейхсмарок, тогда как Sd.Kfz.11 обходился казне в 22000 рейхсмарок. Но несмотря на то, что тягач Sd.Kfz.6 был тяжелее и стоил дороже, по своим техническим характеристикам он не намного превосходил Sd.Kfz.11.

Изначально Sd.Kfz.6 создавался как полугусеничная машина для инженерных войск, но в годы войны применялся для буксировки 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18 и 75-мм пушек, а кроме того послужил в качестве платформы для 37-мм зенитных пушек и трофейных советских 76-мм дивизионных пушек Ф-22.

Базовая модификация Sd.Kfz.6 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.

В отделении управления находились рабочие места водителя и командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования.

За водительской кабиной, отделенной от задней части кузова невысокой перегородкой, на двух рядах сидений, расположенных поперек кузова, размещался артиллерийский расчет в составе 6–7 человек. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

В моторном отсеке тягача был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 54 TUKRM с верхним расположением клапанов. Рабочий объем двигателя составлял 5420 см3, и при 2600 об/мин он развивал мощность 84,6 кВт (115 л. с.).

С двигателем тягача взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом «Фихтель унд Саксмекано» PF220K, четырехскоростная планетарная коробка передач 021–32785 U50 «Ганомаг», обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача. Переключение скоростей осуществлялось с помощью двух рычагов, располагавшихся справа от сиденья механика-водителя. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами «Клетрак» (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц — также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз).

Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 7,375 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 52 км/ч. С полным баком, вмещавшим 190 литров бензина, запас хода составлял 300 км.

В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 7,50–20, и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью.

Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8–12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые одногребневые однопальцевые гусеницы шириной 280 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.

На 1 марта 1945 года в частях вермахта оставалось еще 757 машин Sd.Kfz.6 разных модификаций.

SDKFZ

 

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 6
Боевая масса, т 7,375
Экипаж, чел. 9-15
Грузоподъемность, т 1,425
Тяговое усилие, т 5,0
Длина 6320
Ширина 2260
Высота 2500
Дорожный просвет 400
Броня, мм: нет
Скорость максимальная по шоссе, км/ч: 52
Запас хода по шоссе, км 300

 

 

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, квт
1 К «Майбах» HL 54 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 5420 см3, мощность 84,6 кВт при 7600 об/мин 1 84,6

 

Факты
Страна-производитель Германия
Разрабочик

 

Кол-во выпущенных экземпляров 3660
Год принятия на вооружение 1939

 

Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Sd.Kfz.6 машина для инженерных войск
Sd.Kfz.6/1 артиллерийский тягач
Sd.Kfz.6/2 зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической зенитной пушкой Flak 36. Боевая масса 10,4 т, экипаж 7 человек 339
Sd.Kfz.6 mit 7,62 cm FK 36(r) 76-мм трофейная советская дивизионная пушка Ф-22 в высокой открытой сверху прямоугольной рубке. Боевая масса 10,5 т, экипаж 5 человек 9