ТЭГИ
Сверхтяжелый танк МаусМатериал подготовлен сайтом www.pro-tank.ru Несмотря на особое внимание, уделяемое немецким командованием работам по разработке сверхтяжелых танков, в период Второй мировой войны были выпущены лишь единичные образцы этого класса машин. Из проектируемых сверхтанков, таких, как Е-100, "Крупп-Маус" (VK 7001 (К), "Ваr" (Медведь) и "Маус", только последний был полностью построен, и подвергнут испытаниям. Работы по VK 7001 (К) и "Бару", хотя и велись достаточно интенсивно, не вышли из стадии проектирования. Проект танка Е-100 "Tiger-Maus" Постройка сверхтяжелого танка Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси. После капитуляции Германии, территории, где располагались заводы "Хеншель", отошли под контроль англо-американской администрации. Там войсками союзников был обнаружен недостроенный опытный образец танка Е-100. Впоследствии его вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию. Таким образом, работы над проектами сверхтяжелых танков в Германии в целом остались незавершены. Проект танка Е-100 "Tiger-Maus" Танк "Маус" оказался единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. И хотя эта машина не производилась серийно и не принимала участия в боевых действиях, сама идея ее создания и воплощение в металле представляют определенный интерес и заслуживают внимания. Проект танка Е-100 "Tiger-Maus" В апреле 1942 года Гитлер на совещании высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы "Крупп" он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название "Mammut" (Мамонт).
Летом 1942 года фирма "Порше" получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса - 200-мм, башни - 220-мм, борта корпуса - 180-мм, борт и корма башни - 200-мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость - 15 км/час, основное вооружение - 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное - 128-мм пушка - в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы "Порше", расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или "объект 205", а танк стал называться "Mauschen" (Мышонок). В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100-мм. Проект 205 V1 Конструкторы фирмы "Порше" должны были создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства "объекта 205" на фирме "Крупп", и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка "Mauschen" был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм "Порше" и "Крупп". Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы "Порше" и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству. 2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK 4501(P), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой "Шкода" было принято решение - установить пружинно-спиральную подвеску. VK 4501(P) 6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента "Мышонок" превратился во взрослую "Мышь" (наименование танка сократилось до "Maus"). К июлю 1943 года для "объекта 205" (он же - "Маус") было выбрано оптимальное вооружение. Предлагались различные варианты спаренных установок:
Предпочтение было отдано спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK44 L/55 и 75-мм пушки KwK40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек. Одновременно было завершено изготовление электромеханической трансмиссии. Тем временем, с 1 августа по 23 декабря 1943 года, на заводе фирмы "Алкет" (Alkett) в Берлине собрали первый опытный образец танка "Маус" (объект 205/1) без монтажа вооружения. В изготовлении танка принимали участие несколько известных фирм. На заводах фирмы "Крупп" в Эссене изготовили корпус и башню с вооружением. На "Шкоде" в Пльзене (Plzen) - ходовую часть (опорные катки, подвеску, гусеницы) и механическую часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары). Фирма "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте предоставила силовую установку. На заводах "Сименс-Шукерт" (Siemens-Schuckert) в Берлине собрали для танка электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией. Другие фирмы также привлекались для производства различных узлов и деталей танка. Проект 205 V2 Особое внимание уделялось обеспечению безотказности работы всех узлов и механизмов танка. Все они были подвергнуты многократным, тщательным испытаниям, еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний был перевезен в лабораторию профессора Камма, на заводе "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте. Там провели дополнительные стендовые испытания "э/г блока" совместно с карбюраторным двигателем. После завершения всех заводских испытаний, танк на специально спроектированной платформе, грузоподъемностью 180 т, был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму "Порше", которая находилась в том же Штуттгарте. Из-за чрезмерных габаритов и веса танка, сама транспортировка его представляла собой эксперимент, но прошла вполне успешно. Всего на заводе "Алкет" было изготовлено и отгружено в Штуттгарт два опытных образца танка "Маус". Один из них, "объект 205/1", имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, а второй - "объект 205/2", был отправлен без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже. На заводском полигоне фирмы "Порше" близ Штуттгарта, под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше, прошли заключительные заводские испытания опытных образцов. Проект 205 V2 Для проведения всесторонних испытаний танка, с целью определения возможности принятия его на вооружение, оба опытных образца перевезли на танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях Цоссена (Zossen). С июня 1944 года начались ходовые испытания первого образца танка "Маус" с нагрузочной башней. В сентябре 1944 года к ходовым, а кроме того и к артиллерийским испытаниям, подключился второй образец, на котором было установлено вооружение в штатной башне. Результаты ходовых испытаний показали, что сомнения в способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия оказались напрасными. По свидетельским показаниям работника фирмы "Алкет" ведущего инженера Лаубе, на испытаниях танк показал хорошую проходимость, маневренность и управляемость. МАУСБоевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус
Но в конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых "Маусов" даже при минимальном выпуске - 10 машин в месяц. Проект 205 V2 Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, танки было решено уничтожить. Но значительному разрушению подвергся только один из двух "Маусов". Уже после капитуляции Германии оба сверхтанка были обнаружены специалистами Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) - на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус. По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один "Маус", который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
Танк "Маус" являлся боевой гусеничной машиной с относительно мощным артиллерийским вооружением, установленным во вращающейся башне. В состав экипажа машины из шести человек входили: командир танка, командир орудий, два заряжающих, механик-водитель и радист. За моторным отделением в средней части корпуса танка находилось боевое отделение. В нем размещались: большая часть боекомплекта, агрегат для подзарядки аккумуляторных батарей и питания электромотора поворота башни. В центральном колодце, под полом боевого отделения, устанавливались одноступенчатый редуктор и блок главных и вспомогательных генераторов. Вращение от двигателя, расположенного в моторном отделении, передавалось на генератор через одноступенчатый редуктор. Заводские испытания опытного образца танка "Маус" Вооружение танка состояло из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK44 (РаК44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK40 и отдельно расположенного пулемета MG-42 калибра 7,92 мм. Проектом предусматривалась установка в башне танка зенитной 20-мм пушки МС.151/20, вместо пулемета MG-42, а также мортирок для постановки дымовых завес и огнеметной установки на корме машины. Башня танка с установленным вооружением 128-мм нарезная танковая пушка была самой мощной пушкой в немецкой армии и имела клиновой горизонтальный затвор, открывавшийся вручную вправо. Противооткатные устройства располагались сверху по бокам ствола. Длина нарезной части ствола 128-мм пушки составляла 50 калибров, полная длина ствола — 55 калибров. Нарезная часть имела 40 нарезов, идущих с постоянной крутизной по винтовой линии слева вверх направо. Производство выстрела осуществлялось с помощью электрического спускового устройства. Спаренная установка 128-мм пушки KWK44 (РаК44) и 75-мм пушки KWK40 Боекомплект пушки состоял из 61 выстрела раздельно-гильзового заряжания (25 выстрелов размещались в башне, 36 — в корпусе танка). Для стрельбы применялось два типа снарядов — бронебойные и осколочно-фугасные. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с. Перископический прицел типа TWZF-1 1 - патрон осушки; 2 - головка; 3 - винты для выверки по направлению; 4 - установочное кольцо; 5 - окошко со шкалой; 6 - маховичок светофильтра; 7 -клещеобразный захват; 8 - рычаг угла места. Наведение пушек на цель осуществлялась командиром орудия при помощи оптического перископического прицела типа TWZF, устанавливавшегося слева от 128-мм пушки. Головка прицела располагалась в неподвижном бронированном колпаке, выступавшем над крышей башни. Соединение прицела с левой цапфой 128-мм пушки осуществлялось при помощи тяги параллелограмного механизма. Углы наведения по вертикали составляли от -7 градусов до -1-23. Наведение спаренной установки по горизонту производилось механизмом поворота башни. Броневой корпус танка представлял собой сварную конструкцию, выполненную из катанных броневых листов толщиной от 40-мм до 200-мм, обработанных на среднюю твердость. Броневой корпус танка "Маус" Но уменьшение толщины нижней части борта не повлекло за собой снижения уровня броневой защиты узлов и агрегатов танка, расположенных в нижней части корпуса, так как они дополнительно были защищены брртовым броневым листом внутреннего колодца толщиной 80-мм. Эти броневые листы образовывали между наружным бортовым листом корпуса и бортовым листом среднего колодца монтировалась ходовая часть танка. Таким образом, наружный бортовой лист нижней своей частью, толщиной 105-мм, образовывал броневую защиту ходовой части. Спереди ходовая часть была защищена броневыми листами в виде козырьков, толщиной 100-мм с углом наклона в 10 градусов. Для удобства монтажа узлов и агрегатов крыша корпуса была выполнена съемной. Она состояла из отдельных броневых листов толщиной от 50-мм в подбашенной зоне и до 105-мм — над отделением управления. Толщина брони подбашенного листа достигала 55-мм. Для защиты башни от заклинивания, при снарядном обстреле, на среднем листе надмоторной крыши были приварены треугольные отражательные косынки из брони толщиной 60-мм и высотой 250-мм. В остальных двух листах надмоторной крыши устанавливались броневые решетки воздухозаборника. В отличие от первого, на втором опытном образце танка дополнительно были установлены еще два броневых отражателя. Для защиты танка от противотанковых мин днище корпуса в передней части имело толщину 105-мм, а остальная часть днища была изготовлена из более тонкого листа брони толщиной 55-мм. Надгусеничные листы и внутренние борта имели толщину брони соответственно 40-мм и 80-мм. Такое распределение толщин основных броневых деталей корпуса указывало на стремление конструкторов создать равнопрочный снарядостойкий корпус. Усиление передней части днища и крыши также существенно повысило жесткость конструкции корпуса в целом. Существовавшие броневые корпуса у ранее созданных немецких танков имели соотношение между толщинами брони лобовых и бортовых деталей, равное 0,5 - 0,6, у данного бронекорпуса это соотношение достигало 0,925, т.е. бортовые броневые листы по своей толщине приближались к лобовым. Схема бронирования танка "Маус" Шпонка представляла собой стальной валик диаметром 50-мм или 80-мм, вставляемый в отверстие, высверливаемое в стыках соединяемых листов после сборки под сварку. Отверстие высверливалось так, чтобы ось сверления располагалась в плоскости граней шипа соединяемых броневых листов. Если без шпонки шиповое соединение (до сварки) являлось разъемным, то после постановки шпонки в высверленное отверстие шиповое соединение в направлении, перпендикулярном оси шпонки, разъединить уже было нельзя. Применение двух перпендикулярно расположенных шпонок делало соединеие неразъемным еще до окончательной сварки. Шпонки вставлялись заподлицо с поверхностью соединяемых броневых листов и приваривались к ним по периметру основания. Кроме соединения верхнего лобового листа корпуса с нижним шпонки использовались также и соединении бортов корпуса с верхними лобовыми, кормовыми листами и днищем. Соединение кормовых листов между собой было выполнено в косой шип без шпонки. Остальные соединения броневых деталей корпуса (часть крыши, днище, надгусеничные листы и др.) выполнялись в четверть впритык или внахлест с применением двухсторонней сварки. Броневая башня танка "Маус" Все броневые детали корпуса и башни имели различную твердость. Детали толщиной до 50-мм подвергались термообработке на высокую твердость. Броневые детали толщиной 160-мм обрабатывались на среднюю и пониженную твердость (НВ = 3,7-3,8 кгс/мм2), лишь броня внутренних бортов корпуса, имевшая толщину 80-мм, подвергалась термообработке на низкую твердость. Броневые детали толщиной 185-мм-210-мм имели низкую твердость. Для изготовления броневых деталей корпуса и башни применялось шёсть различных марок стали, основными из которых были хромоникелевая, хромомар-ганцевая и хромоникелемолибденовая стали. Оценивая броневую защиту танка "Маус", в целом можно сделать вывод, что конструктивное исполнение корпуса не предусматривало максимального использования преимущества больших конструктивных углов, а применение вертикально расположенных бортовых листов резко снижало их противоснарядную стойкость и делало танк в определенных условиях уязвимым при обстреле снарядами отечественной 100-мм пушки. Большие размеры корпуса и башни, их значительная масса, отрицательно сказывались на подвижности танка. Опытные образцы танка "Маус" имели два варианта силовой установки. Один из вариантов представлял собой 12-цилиндровый V-образный опытный форкамерный танковый дизель водяного охлаждения фирмы "Даймлер-Бенц". Это был модернизированный вариант двигателя MB507, мощностью 720 л.с. (530 кВт), разработанного в 1942 году для установки на опытный образец танка Pz.Kpfw.V Ausf.D "Пантера". В серийное производство двигатели приняты не были. В 1944 году для установки в опытный сверхтяжелый танк "Маус" этот двигатель был модернизирован. Путем наддува мощность двигателя была повышена до 1100-1200 л.с. (812-884 кВт). Танк с такой силовой установкой был обнаружен в мае 1945 года советскими войсками на территории Штаммлагеря Кумерсдорфского полигона. Танк был сильно разрушен, двигатель разобран, а оставшаяся часть деталей была разбросана вокруг танка. Поэтому удалось собрать только часть его основных узлов: головку блока, рубашку блока с цилиндрами, картер и некоторые другие детали. Никакой технической документации по этой модификации опытного танкового дизеля обнаружено не было. Второй образец танка "Маус" был оснащен авиационным карбюраторным двигателем DB603 А2, приспособленным для работы в танке. Топливные баки (основные) устанавливались в моторном отделении по бортам, а так же занимали часть объема отделения управления. Общая емкость топливных баков составляла 1560 л. Кроме того, на кормовой части корпуса мог устанавливаться дополнительный топливный бак, который подключался к системе питания топливом. При необходимости он мог быть сброшен с танка без выхода экипажа из машины. Очистка воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, осуществлялась в комбинированном воздухоочистителе, располагавшемся в непосредственной близости от входного патрубка нагнетателя. Воздухоочиститель обеспечивал предварительную сухую, инерционную очистку и имел пылесборный бункер. Тонкая очистка воздуха происходила в масляной ванне и в фильтрующих элементах воздухоочистителя. Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией, была выполнена отдельно от системы охлаждения выпускных коллекторов. Емкость системы охлаждения двигателя составляла 110 л. В качестве охлаждающей жидкости использовалась смесь этиленгликоля с водой в равных пропорциях. Циркуляция масла в системе смазки двигателя обеспечивалась работой десяти насосов: основного нагнетающего, трех насосов повышенного давления и шести откачивающих насосов различной производительности. Часть масла шла на смазку трущихся поверхностей деталей, а часть - на питание гидравлической муфты и сервоустройства управления двигателем. Управление двигателем механик-водитель осуществлял при помощи педали, рычагом и кнопкой. Танк подорван немцами при отступлении Одной из наиболее характерных особенностей сверхтяжелого танка "Маус" была электромеханическая трансмиссия, позволившая значительно облегчить управление движением танка и повысить долговечность работы поршневого двигателя благодаря отсутствию жесткой кинематической связи с ведущими колесами. Два главных генератора, питавших током тяговые электродвигатели, размещались в специальном генераторном отделении сзади поршневого двигателя. Они устанавливались на едином основании и благодаря непосредственному жесткому соединению валов якорей образовывали генераторный блок. Подготовка к эвакуации Регулирование скорости вращения тяговых электродвигателей обоих гусениц осуществлялось по схеме Леонардо, что давало следующие преимущества: Пуск первичного двигателя осуществлялся электрическим способом с использованием вспомогательного генератора как стартера. После пуска двигателя при помощи переключателя вспомогательный генератор переводился на генераторный режим. При наличии плохой дороги или подъема в гору, т.е. с увеличением нагрузки на электродвигатели включение сопротивления в цепи возбуждения электродвигателей могло вызвать их перегрузку. При недопустимой перегрузке срабатывало реле защиты с одновременной подачей светового сигнала механику-водителю. Тяговый электродвигатель, работая в генераторном режиме, питал генератор, который работал в режиме электродвигателя. Крутящий момент этого электродвигателя был противоположным по направлению, и к гусенице прикладывалось нормальное усилие. Вместе с этим генератор, работая в режиме электродвигателя,облегчал работу поршневого двигателя, и поворот танка мог производиться при неполном отборе мощности от поршневого двигателя. Для поворота танка вокруг своей оси обоим тяговым электродвигателям подавалась команда на противоположное вращение. В этом случае рукоятки одного контроллера находились от нейтрали в положении "вперед", другого — в положении "назад". Чем дальше от нейтрали стояли рукоятки контроллеров, тем круче был поворот.
Схема электромеханической трансмиссии танка "Маус" позволяла использовать электроэнергию генераторов танка не только для питания своих электродвигателей, но так же в случае необходимости и электродвигателей другого танка (например, при подводном вождении). Применение промежуточного редуктора между валом электродвигателя и бортовым редуктором облегчило работу электрооборудования, и позволил уменьшить его массу и габариты. Следует отметить удачную конструкцию электрических машин трансмиссии и особенно систему их вентиляции. Все узлы ходовой части танка размещались между основными бортовыми листами корпуса и фальшбортами. Фальшборты являлись броневой защитой ходовой части и второй опорой для крепления узлов и агрегатов гусеничного движителя и подвески. Собранный танк "Маус" перед отправкой в СССР Корпус направляющего колеса представлял собой полую фасонную отливку, выполненную за одно целое с двумя ободами. На концах оси направляющего колеса были срезаны плоскости и выполнены сквозные радиальные сверления с полукруглой нарезкой, в которую вворачивались винты механизма натяжения. При вращении винтов, плоскости оси перемещались в направляющих бортового листа корпуса и фальшборта, благодаря чему происходило натяжение гусеницы. Подрессоривание корпуса танка осуществлялось при помощи 24 тележек одинаковой конструкции, размещенных в два ряда по его бортам. Тележки обоих рядов попарно крепились к одному, общему для них, литому кронштейну, который крепился с одной стороны к бортовому листу корпуса, а с другой - к фальшборту. Принципиальная схема и конструкция отдельных узлов были частично заимствованы у САУ "Элефант". Проектируя танк "Маус", конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески, применявшейся на всех других типах тяжелых немецких танков. Документы немецкого "Исследовательского института подвески и амортизации гусеничных машин" свидетельствуют о том, что сборочные заводы Германии при монтаже танков испытывали значительные затруднения с торсионными подвесками, так как применение этого типа подвески требовало большого числа отверстий в корпусе танка. Эти затруднения особенно усугубились после того, как специальный завод по обработке корпусов танков был выведен из строя бомбардировочной авиацией союзников. В связи с этим указанный институт проводил, начиная с 1943 года, проектирование и испытания других типов подвесок, в частности подвесок с буферными пружинами и листовыми рессорами. Несмотря на то, что при испытаниях подвески танка "Маус" были получены более низкие результаты, чем у торсионных подвесок других тяжелых танков, все же в качестве упругих элементов были применены буферные пружины. Танк "Маус" в Кубинке, 1946 год
При наезде на препятствие обод катка перемещался вверх, вызывая деформацию резиновых колец и гася тем самым колебания, идущие на корпус. Резина при данной конструкции опорного катка работала на сдвиг. Применение внутренней амортизации опорных катков для 180-тонной тихоходной машины явилось рациональным решением, так как наружные шины в условиях больших удельных давлений не обеспечивали их надежной работы. Применение катков малого диаметра позволило немецким конструкторам установить большое число тележек, однако это повлекло за собой перенапряжение резиновых колец опорных катков. Значительная масса танка создавала определенные трудности при преодолении водных преград. Трезво оценивая низкую вероятность сохранности мостов, способных выдержать массу танка, и тем более их сохранность в условиях войны, немецкие специалисты сразу заложили в конструкцию танка возможность его подводного вождения. Герметичность стыка корпуса и башни танка осуществлялась за счет оригинальной конструкции опоры башни. Вместо традиционной шариковой опоры использовалось две системы тележек. Три вертикальные тележки обеспечивали опору башни на горизонтальную беговую дорожку, а шесть горизонтальных - центровку башни в горизонтальной плоскости. При преодолении водной преграды башня танка при помощи червячных приводов, поднимавших вертикальные тележки, опускалась на погон и за счет своей большой массы плотно прижимала установленную по периметру погона резиновую прокладку, чем и достигалась достаточная герметичность стыка. По мнению советских танкостроителей, несмотря на ряд принципиальных недостатков, основным из которых была недостаточная огневая мощь при больших габаритах и массе, танк "Маус" представлял интерес, как первый практический опыт создания сверхтяжелого танка. В его конструкции были применены интересные технические решения, которые при оценке танка советскими экспертами рекомендовались к использованию в практике отечественного танкостроения. |
![]() |