Немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.10

Первые наброски этой машины появились в 1932 году, когда управление вооружения сухопутных войск рейсхвера обратилось к фирме «Демаг» с предложением разработать для армии вездеход многоцелевого назначения. Прототип был построен в 1934 году, а серийное производство наиболее многочисленных моделей типа D6 и D7 было развернуто соответственно в 1937 и 1939 гг. Тягачи Sd.Kfz.10 выпускались до 1944 года практически не меняя своего внешнего вида. Всего же до конца войны фирмы «Демаг» «Адлер», «Бюссинг-НАГ» «Фаномен» и «Заурер» выпустили 14698 тягачей (7326 шасси было использовано для постройки бронетранспортеров Sd.Kfz.250). Наиболее многочисленными были машины базовой модели, на основе которой производились модификации, имевшие обозначения от Sd.Kfz.10/1 до SdKfz 10/5.

Sd.Kfz.10 настолько отвечал всем требованиям военных, что не нуждался в модернизации. Несмотря на то что изначально он предназначался для буксировки артиллерийских орудий, его использовали в качестве носителя зенитных пушек Flak 30 и Flak 38, а также тягача системы залпового огня Nebelwerfer 42.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.10 широко использовался во всех крупных сражениях второй мировой войны. Он отличался прекрасной проходимостью при движении по бездорожью и постоянно подтверждал свои высокие вездеходные качества на Восточном фронте, где в зимний и осенний периоды дороги превращались в настоящую западню для колесной техники.

Одним словом «Демаг» Sd.Kfz.10 являлся важным элементом моторизации вермахта, выполняя самые разные задачи, в том числе и по противовоздушной обороне полевых аэродромов люфтваффе.

Тягач был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передней управляемой осью и гусеничным ходом вместо заднего моста.

Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя находился рычаг переключения скоростей коробки передач и рычаг ручного тормоза.

Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами. В кузове размещался артиллерийский расчет в составе 6 человек, которые сидели на двух скамьях, расположенных вдоль бортов. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

Артиллерийский тягач Sd.Kfz.10 был оснащен шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL42TUKRM развивавшим мощность 73 6 кВт при 2800 об/мин. При полной массе машины 3,4 т удельная мощность двигателя составляла 21,65 кВт/т. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили планетарная коробка передач «Майбах Вариорекс» VG 102 128Н, обеспечивавшая движение вперед на семи скоростях и назад — на трех, двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим управлением «Фихтель унд Саксмекано» PF220K и тормозная система фирмы «АТЕ/Перро».

Силовая установка позволяла тягачу двигаться по шоссе с максимальной скоростью 65 км/ч. При движении по дороге с твердым покрытием потребление топлива составляло 40 л на 100 км пути, а при езде по бездорожью увеличивалось до 80 л на 100 км. Запас хода с полным баком составлял 275 км.

Электрооборудование бронетранспортера запитывалось от 12-вольтового генератора «Бош» RKCN 300/12–1300 мощностью 300 Вт и 12-вольтового свинцового аккумулятора «Бош» емкостью 94 А.ч.. Аккумулятор размещался в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, ходовых и габаритных огней.

Тягач Sd.Kfz.10 имел полугусеничное шасси, передние колеса управляли направлением движения машины, а гусеничный ход обеспечивал привод и движение по пересеченной местности. Использование такого шасси давало ряд преимуществ, и в том числе позволяло существенно упростить конструкцию машины (устранялись сложные бортовые редукторы и дополнительные фрикционы) при сохранении высокой проходимости, свойственной гусеничным машинам.

Передний управляемый автомобильный мост с подвеской на поперечной полу эллиптической листовой рессоре оснащался односкатными колесами с пневматическими шинами низкого давления типа «Континентал» или «Мишлен» имевшими размер 6,00–20. В состав гусеничного хода с торсионной подвеской входили, применительно к одному борту четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка, расположенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков, направляющее колесо заднего расположения, литое ведущее колесо переднего расположения, не имевшее зубцов, — перемещение гусеничной ленты обеспечивали 12 роликов. В гусеничном ходе использовалась мелкозвенчатая одногребневая гусеничная лента с амортизирующими резиновыми вкладышами типа Zpw 51/240/160. Каждая гусеница состояла из 38 траков шириной 240 мм.

На 1 марта 1945 года вермахт располагал 2255 тягачами Sd.Kfz.10.

SDKFZ

 

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.10
Боевая масса, т 3,4
Экипаж, чел. 8
Грузоподъемность, т 1,5
Тяговое усилие, т 1
Длина 4750
Ширина 1840
Высота 1620
Дорожный просвет 325
Скорость максимальная по шоссе, км/ч: 65
Запас хода по шоссе, км 275

 

 

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, квт
1 К «Maйбах»HL 42 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 73,6 кВт при 2800 об/мин 1 73,6

 

Факты
Страна-производитель Германия
Разрабочик

 

Кол-во выпущенных экземпляров 14698
Год принятия на вооружение 1938

 

Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Sd.Kfz. 10 базовая модель. Ходовая часть полугусеничного типа. Открытый сверху (предусматривалась установка брезентового тента) небронированный кузов вмещал только артиллерийский расчет
Sd.Kfz. 10/1 машина химической разведки
Sd.Kfz. 10/2 дегазационная машина
Sd.Kfz. 10/3 машина для распыления отравляющих веществ
Sd.Kfz. 10/4 20-мм автоматическая пушка Flak 30 за штатным щитом в кузове тягача (на машинах первых серий щит отсутствовал). Боекомплект 260 выстрелов. Боевая масса 5,5 т, экипаж 7 человек
Sd.Kfz. 10/5 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38. Боекомплект 280 выстрелов. Часть машин имела броневое прикрытие кабины и двигателя. 610