Немецкий танк  Pz-1 (PzKpfw I)

                                              Немецкий танк  PzKpfw I

Обычно работы по созданию первых массовых германских танков Pz. I и Pz. II связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к разработке проекта танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях.

Заказ поступил на четыре фирмы: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл-Борзиг», MAN и «Крупп». Последняя уже располагала готовым проектом «малого трактора» LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Вёльфертом. В целях дезинформации танк получил название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper — сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года. Летом следующего года пять первых шасси LaS прошли испытания на Ку ммерсдорфском полигоне. По их результатам в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Первые 15 серийных танков, получивших индекс 1 LaS Krupp, были готовы к концу апреля 1934 года и поступили на вооружение учебной команды автомобильных войск в Цоссене. (Все немецкие танки с Т-1 до "Королевского тигра" подробно показаны в документальном фильме "Немецкие бронетанковые войска. 1933 - 1945 год.")

Вскоре команду преобразовали в 1-й танковый полк. На базе аналогичной части в Ордурфе был сформирован 2-й танковый полк. В 1933 году, после отказа Гитлера соблюдать условия Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально. Вскоре танк 1 LaS Krupp сменил название на PzKpfw I Ausf.A. Наряду с этим была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств вермахта: Kraftfahrzeuge Nummersystem der Wermacht. По этой системе танк Pz. I и его последующие модификации имели номера от SdKfz 101 до SdKfz 120 (SdKfz — Sonderkraftfahrzeug — машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант — SdKfz 265.

Боевая масса Pz. I Ausf.A составляла 5,4 т, экипаж 2 чел.; четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «Крупп» М305 мощностью 57 л. с. позволял танку двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Дрейзе» MG — 13. Корпус и башня танка были сварные; ходовая часть, применительно к одному борту, отличалась пятью опорными катками, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка Pz. IA — двигатель сзади, трансмиссия спереди — стала впоследствии классической для немецких танков. Всего было изготовлено 477 машин этого типа.

В целом же танк Pz. I отличался от танкеток наличием вращающейся башни и несколько большей толщиной броневых листов (6-13 мм), не превышавшей у последних 10 мм.

С 1936 года началось производство танка Pz. I Ausf. В, главным отличием которого была установка 6-цилиндрового двигателя «Майбах» NL 38TKRM мощностью 100 л. с. Пулеметы MG-13 заменили новыми MG-34, внесли изменения и в ходовую часть: увеличили ее на один опорный каток, а направляющее колесо подняли с грунта. В результате масса танка выросла до 6 т и его подвижность существенно не возросла. Всего было изготовлено 1016 машин этой модификации. Танки Pz. I обеих вариантов послужили базой для командирского танка, САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин. В последующем делались попытки создания новых конструкций в развитие линии Pz. I. Но дальше выпуска пробных партий (46 танков Pz. I Ausf. С и 30 Ausf. F) дело не пошло.

Т 1

 

Тактико-технические характеристики PzKpfw I Ausf. A
Боевая масса, т 5,4
Экипаж, чел. 2
Длина 4020
Ширина 2060
Высота 1720
Клиренс 295
Броня, мм: 5-15
Лоб 18
Борт и корма 14
Башня 15
Крыша 7
Днище 5
Скорость (по шоссе), км/ч 57
Запас хода (по шоссе), км/ч 145
Подъем, град. 30
Ширина рва, м 1,4
Высота стенки, м 0,37
Глубина брода, м 0,6

 

 

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Крупп» М305, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощность 57 л. с. при 2500 об/мин. 1 57

 

 

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пулемет 7,92 MG 13 или MG34 2 1525

 

Факты
Страна-производитель Германия
Разрабочик

 

Год принятия на вооружение 1934
Модификация PzKpfw I Ausf. F

 

Тактико-технические характеристики PzKpfw I Ausf. F
Боевая масса, т 21
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 4379
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2050
Броня, мм 10-80
Скорость (по шоссе), км/ч 25
Запас хода (по шоссе), км 150
Высота стенки, м 0,33
Ширина рва, м 1,50
Глубина брода, м 0,57

 

 

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Майбах» HL 45р, 6-цилиндровый, мощность 150л. с. при 3000 об/мин. 1 150

 

 

Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пулемет 7,92 MG34 2

 

Факты
Страна-производитель Германия
Разрабочик

 

Год принятия на вооружение 1939

 

Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Pz.IA базовая модель. Корпус и башня сварные, ходовая часть с пятью опорными катками на борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков,—двигатель сзади, трансмиссия спереди 477
Pz.IB ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т, длина— до 4430 мм. Установлены пулеметы MG 34, боекомплект—2250 патронов. Двигатель Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л.с. 1016
Pz.lC (VK 601 ) скоростной разведывательный танк. Разработан фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 году в развитие линии Pz.l, но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса—8 т, двигатель Maybach HL 45Р мощностью 150 л.с., скорость 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемет MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. 40
Pz.IF (VK 1801) от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони— 80 мм. Масса 18 т, скорость 24 км/ч. Вооружение: два пулемета MG 34. 30