
Немецкий танк PzKpfw III
До лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению. Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, a Pz. IV — тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной «панцерваффе». История же его началась одновременно с другими танками, с которыми Германия вошла во вторую мировую войну. (Все немецкие танки с Т-1 до "Королевского тигра" подробно показаны в документальном фильме "Немецкие бронетанковые войска. 1933 - 1945 год.")
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen — ротная командирская машина). Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, только одна — «Даймлер-Бенц» — получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи — пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz. IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf. С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска. Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN — началось производство первой массовой модификации «тройки» —Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же их пришли к этому значительно позже — лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км — при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев — с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу — одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент — 360 мм — была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью. Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Т 3
Тактико-технические характеристики |
PzKpfw III Ausf. E |
Боевая масса, т |
19,5 |
Экипаж, чел. |
5 |
Длина |
5380 |
Ширина |
2910 |
Высота |
2440 |
Клиренс |
385 |
Броня, мм: |
16-30 |
Лоб, борт, башня |
30 |
Крыша |
18 |
Днище |
16 |
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0,95 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
40 |
Запас хода (по шоссе), км/ч |
165 |
Подьем, град. |
30 |
Ширина рва, м |
2,3 |
Высота стенки, м |
0,6 |
Глубина брода, м |
0,8 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
«Maйбax» HL120TR, 12 -цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин |
1 |
300 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
37 |
KwK L46.5 |
1 |
131 |
|
Пулемет |
7,92 |
MG34 |
3 |
4500 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Германия |
Разрабочик |
|
Год принятия на вооружение |
1938 |
|
Модификация PzKpfw III Ausf. G
Тактико-технические характеристики |
PzKpfw III Ausf. G |
Боевая масса, т |
20,3 |
Экипаж, чел. |
5 |
Длина, мм |
5690 |
Ширина, мм |
2810 |
Высота, мм |
2335 |
Клиренс, мм |
385 |
Брони, мм |
16-70 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
40 |
Запас хода (по шоссе), км: |
145 |
Запас хода (по рокаде), км: |
85 |
Подъем, град. |
30 |
Высота стенки, м |
0,60 |
Ширина рва, м |
2.20 |
Глубина брода, м |
0,80 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
«Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, V- образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин. |
1 |
300 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
50 |
KwK 38 1/42 |
1 |
99 |
|
Пулемет |
7,92 |
MG34 |
2 |
3750 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Германия |
Разрабочик |
|
Год принятия на вооружение |
1940 |
|
Модификация PzKpfw III Ausf. L
Тактико-технические характеристики |
PzKpfw III Ausf. L |
Боевая масса, т |
22,7 |
Экипаж, чел. |
5 |
Длина, мм |
6412 |
Ширина, мм |
2920 |
Высота, мм |
2510 |
Клиренс, мм |
385 |
Броня, мм: |
30-70 |
Лоб |
70 |
Борт |
30 |
Корма |
50 |
Башня |
30-50 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
40 |
Запас хода (по шоссе), км: |
145 |
Запас хода (по рокаде), км: |
85 |
Подъем, град. |
30 |
Высота стенки, м |
0,60 |
Ширина рва, м |
2,20 |
Глубина брода, м |
0,80 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
«Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин. |
1 |
300 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
50 |
KwK 39 L/60 |
1 |
84 |
|
Пулемет |
7,92 |
MG34 |
2 |
2700 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Германия |
Разрабочик |
|
Год принятия на вооружение |
1942 |
|
Основные модификации |
Модель |
Особенности |
Кол-во экз. |
Pz.IIIA |
предсерийный вариант массой 15,4 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690х2810х2335 мм. Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три пулемета MG 34. |
10 |
Pz.IIIB |
новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и подвеской на листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.IVA. |
15 |
Pz.IIIC |
незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменена подвеска. |
15 |
Pz.IIID |
толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько изменена подвеска и введена новая командирская башенка. Боевая масса 19,8 т. |
50 |
Pz.IIIE |
совершенно новая ходовая часть с шестью опорными катками, торсионная подвеска. Двигатель Maybach HL120TR мощностью 30 л.с. Введены двустворчатые бортовые люки в башне, новая установка курсового пулемета. Изменениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,5 т. |
96 |
Pz.IIIF |
незначительно модернизированный Pz.IIIE, в последующем все танки вариантов Pz.IIIE и Pz.IIIF были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38, число пулеметов сократилось до двух. |
435 |
Pz.IIIG |
незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская башенка с пятью смотровыми приборами. |
600 |
Pz.IIIH |
новая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни. |
310 |
Pz.IIIJ |
лобовая броня толщиной 50 мм, новый тип установки курсового пулемета. С декабря 1941 года—50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров |
2616 |
Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1) |
увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса 22,7 т. Габариты: 6412х2920х2510 мм. Двигатель и вооружение, как у Pz.IIIJ последних выпусков. |
653 |
Pz.IIIM (Sd.Kfz.141/1) |
последний вариант Pz.III в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы. |
250 |
Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2) |
штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня, как у Pz.IIIL и Pz.IIIM. |
663 |
|
|
|